head.jpg

Главная

О нашей организации

Казаки в Сергиевом Посаде: 400 лет истории

За державу обидно

События в мире

Казаки Руси от Ильи Муромца

События в России

События в Сергиевом Посаде

Криминальная хроника

Культура

Культура        

КО ХРИСТУ ВЗЫСКУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, с детства знакомый, пожалуй, всем нам по школьным программам, сатирик, бытописатель русской и малороссийской жизни, но, оказывается, во многом еще не известный большинству читателей во всей глубине творчества. Подлинного Гоголя мы долгие годы не знали. Мы не знали замечательного духовного мыслителя Н.В.Гоголя.

Приоткрывая со всей возможной деликатностью эту долгие годы неизвестную часть жизни Гоголя, в которой он прикровенно и со всею ревностью взыскующего сердца обращался к Богу, мы начинаем совершенно по-новому рассматривать и все творческое наследие нашего великого русского писателя.

Гоголь всегда, с детства, был православен, обращен к Богу настолько, насколько вмещала душа его Господа, насколько это вообще было возможно в миру, в светском обществе России первой половины XIX века, уже тогда крепко болевшем болезнью маловерия, а то и прямого богоотступничества, соблазнившемся суетными ценностями материального быта, чуждой культуры, активно проникавшей из католическо-протестантской Европы, к тому времени весьма зараженной вирусом воинствующего атеизма. Конечно, этим душевным недугам в большей части была подвергнута дворянская и разночинная Россия, интеллигенция.

Но Гоголь как раз и принадлежал по сословному признаку к этой части общества, хотя, конечно, душой, творчеством писатель всегда был народен. Именно в толще народной жизни, здоровой, как это понимал Гоголь, он искал спасения, ибо, по мысли писателя, русский народ глубоко религиозен по самой своей природе. Гоголь, как известно, долго не открывался миру в качестве ревностного религиозного человека и мыслителя, проповедника. Он, как ветхозаветный пророк, до срока сомкнул уста печатью молчания на эту тему.

Он собирался с духовными силами, чтобы поведать миру и людям тот спасительный путь ко Христу, по которому он шел сам, решительно, жертвенно и бесповоротно. Гоголь хотел быть полезен своему народу, он болел всей душой за Россию, поэтому все его творчество, весь его великий талант были им полностью положены на благо Отечества и людям.

Поэтому главный труд писателя из области его духовных переживаний — "Выбранные места из переписки с друзьями" — был им задуман как своего рода лествица, указатель на дороге к Богу, призыв сопутствовать ему в его следовании за Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом.

Вот почему в духовной прозе Николая Васильевича Гоголя так много внимания уделяется высшей ценности русского народа — Православной Церкви, его спасительному сокровищу. Здесь Гоголь удивительно близок другому духовидцу России — Ф.М.Достоевскому, так же как и Гоголь остро переживавшему за Россию и за русский народ и видевшему спасение в православии, в укреплении Русской Православной Церкви. Как позднее и Ф.М.Достоевский, Гоголь пророчески предчувствовал надвигающуюся вселенскую катастрофу апостасии — греховного отпадения человека и человечества от Бога со всеми сокрушительными последствиями этого для всего бытия.

Гоголь долго сдерживал, проверял себя, правильно ли, не ложно ли воспринимает он грозящую беду. Но как только он осознал, что предчувствия не обманывают его, он, не страшась ничего, ни того, что его осмеют в зараженном безбожным либерализмом обществе, объявят едва ли не ханжой, сумасшедшим и т.д., набатно заявил о грозящей беде.

Самопожертвенно, путем личного смирения и самоуничижения, ревностно начал он проповедовать среди ближних и дальних необходимость покаяния и отвержения греха, возвращения в лоно Матери-Церкви. Конечно, многим современникам — почитателям таланта писателя это показалось отрицанием всего прежнего творчества Гоголя, совершенным им самим.

Либерально настроенной публике само позиционирование Николая Васильевича как ревностного православного человека показалось умопомешательством. Таковы были нравы, царившие в светском обществе, которые, кстати, оказались живучи и по сей день. Многие воспринимали Гоголя только как талантливого сатирика, великого пересмешника, поэтического бытописателя, но категорически не принимали его духовных произведений. Хотя именно это, справедливо отмечается многими авторами, является ключом ко всему творчеству Гоголя, в том числе и сатирическому. "Без молитвы не приступаю ни к чему", — часто говорил близким людям Н.В.Гоголь.

В этом смысле яснее становится утверждение близко знавшего Гоголя архимандрита Феодора (Бухарева), что драма писателя заключается не только в том, что его духовную прозу не поняли, но и в том, что ее отринули. Этим Гоголь опечалился не как писатель, которого постигла творческая неудача, он заболел душевно, ибо увидел, в сколь плачевном положении находится нравственное состояние общества. Он оплакивал Россию и молился за нее, он жертвовал собой, чтобы пробудить общество, хотя бы немногих, для новой жизни во Христе. …

Гоголь, как и А.С.Пушкин, хотя и в разной форме, явил русский ответ массированным попыткам неистовых реформаторов XVIII века, стремившихся направить Россию по пути вестернизации, ибо он, как и Достоевский, вернул русское общество к корням русского самосознания и тем обеспечил ему надежду на спасение. Сила искусства, по Гоголю, заключается в том, чтобы вести человека к Богу.

Не случайно К.Мочульский в своей работе "Духовный путь Гоголя" писал, что нравственная сила таланта писателя была столь велика, что Николаю Васильевичу удалось вернуть слову былое могущество, со всем трепетом относясь к нему как к истинному дару Божию. Валерий Алексеев, Президент Международного Фонда единства православных народов, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

(«Н.В.Гоголь и Православие». Москва, 2004. В сокращении)

 

 

 E-mail    

mookosp@yandex.ru

sergiev-posad@mooko.ru

 

 vso.jpg

Hosted by uCoz